Новости компании
26 Января 2009 Интервью Управляющего директора УК «МЕТРОПОЛЬ» Анатолия РАБИНОВИЧА для ИА «РОСФИНКОМ»
ИА "РосФинКом"продолжает тему сложившихся по
итогам 2008 г. взаимоотношений между негосударственными пенсионными
фондами и управляющими компаниями, которые управляли их активами.
Главная проблема, напомним, заключалась в том, что стоимость
активов в управлении за 2008 г. (в связи с падением фондового
рынка) снизилась в 2-4 и более раз, что формально можно трактовать
как неэффективную работу управляющих компаний, особенно в тех
случаях когда доходность прямо гарантировалась пенсионному фонду
строкой договора ДУ. Управляющие компании же говорят об объективных
причинах серьезной переоценки средств в управлении, и о рисках,
которые каждый участник рынка (в том числе и НПФ) должен
воспринимать адекватно. Свой взгляд на проблему в интервью ИА
"РосФинКом" представил Управляющий директор УК "МЕТРОПОЛЬ" Анатолий
Рабинович.
ИА "РосФинКом": Оценка перспектив дела по
иску ТНК-Владимир - если отталкиваться от существующей юридической
базы и логики российской судебной практики, сможет ли суд
удовлетворить иск, поскольку от этого прецедента будет зависеть
судьба практически всего рынка НПФ?
У нас в стране не прецедентное право, и суд
может принять любое решение. Поэтому, на мой взгляд, все будет
зависеть от того, станет ли этот иск единичным случаем или
претензии со стороны НПФ к УК будут носить массовый характер.
Однако убежден, что именно решения и позиция судебных органов могут
подтолкнуть законодателей и регулятора изменить законы и
нормативные документы, описывающие взаимоотношения между НПФ и УК.
Многим стало очевидно, что соответствующие поправки необходимо
готовить уже сейчас.
Возвращаясь к иску ТНК-Владимир и другим
подобным искам, напомню, что на протяжении многих лет договорные
отношения между многими НПФ и УК строились именно на том, что в
договорах по управлению прописывалась пусть минимальная, но
гарантированная доходность. При резко растущем фондовом рынке на
50-80% в год на этой договорной базе многие получали неплохую
прибыль. Однако не все УК соглашались на такие условия работы с НПФ
и в большинстве случаев оказывались неконкурентоспособны и
практически были лишены возможности управлять средствами НПФ. К
таким компаниям относилась и УК "Метрополь", которая обслуживала
все эти годы только один НПФ.
В кризисной ситуации стало ясно, что в
долгосрочном плане наша позиция была более прагматичной и надежной.
Сегодня мы точно знаем, что к нам не будут обращены подобные иски.
Но и соглашаться с тем, что УК, которые брали на себя риски и
гарантировали доходность, теперь могут не отвечать по своим
обязательствам, мы не будем. По своим обязательствам надо отвечать,
а в случае невозможности это делать, не стоит винить в этом
несовершенное законодательство и искать защиту у регулятора и у
государства. С рынка должны уйти компании, не готовые по разным
причинам нести свою ответственность перед клиентами, за компанию и
рынок в целом. Должно пройти его очищение, пусть даже при помощи
судебных органов. Главное, чтобы не было разных подходов к
однотипным делам в зависимости от положения и связей истца и
ответчика. В ближайшее время мы направим в Национальную лигу
управляющих свои предложения. Надо уйти от обсуждения конкретных
исков, пусть стороны сами защищают себя. Мы же должны заняться
реальным и серьезным преобразованием рынка коллективных инвестиций,
в том числе и по дальнейшему взаимодействию между НПФ, УК, ФСФР,
саморегулируемыми организациями и нашими клиентами.
ИА "РосФинКом": Ваш прогноз - как может
развиваться ситуация в этом случае, если НПФ начнут массово
подавать иски, что будет с рынком?
Положительные решения судов по искам НПФ к УК в
части гарантированной доходности приведут не только к резкому
уменьшению количества УК, но и будут способствовать построению
нового и цивилизованного рынка коллективных инвестиций. Я предлагаю
ФСФР в марте-апреле провести новый конкурс на право управления
пенсионными средствами граждан с новыми, более жесткими критериями
и правилами, отвечающими возникшей ситуации. И полагаю, что
соответствовать им смогут только 20-25 компаний, которым и будет
дано право обслуживать пенсионный рынок. 59 компаний, отобранных в
прошлые годы, - это для действующего рынка многовато.
Уполномоченными на этом рынке должны быть крупные и средние
компании, которым этот бизнес стратегически важен, которые готовы
вкладываться в его перспективное развитие.
ИА "РосФинКом": Ситуация должна разрешаться
на государственном уровне - с четко заявленной позицией государства
по оценке сложившейся ситуации и понятной, однозначно трактуемой
схемой по разрешению сложившегося кризиса. По Вашему мнению, какими
должны быть эти шаги - в плане изменения законодательства,
отношения к переоценке активов в управлении, урегулирования
конкретных конфликтов между НПФ и УК, возмещения убытков вкладчикам
фондов и т.п.?
Позиция государства должна быть в первую очередь
направлена на защиту самого рынка коллективных инвестиций, а не его
отдельных, пусть даже очень уважаемых участников. Поэтому считаю,
что ФСФР не должна вмешиваться в обсуждение конкретных исков
компаний. Вместе с тем очевидно, что после одобренной
Правительством России Стратегии развития финансового рынка РФ на
период до 2020 г., в которой рынку коллективных инвестиций места
почти не осталось, необходимо разработать Концепцию развития рынка
коллективных инвестиций и его Программу хотя бы на ближайшие 2
года. Именно с этими инициативами и будет выступать УК
"Метрополь".
В этих документах должны быть заложены все
элементы нового рынка, необходимые поправки в законодательные и
нормативные документы, права и обязанности его участников и, в том
числе, их финансовая ответственность на случаи неисполнения
обязательств. Мы должны создать и долгосрочные финансовые
инструменты на рынке, и долгосрочных участников, прозрачную систему
для клиентов и вкладчиков. Вот почему позиция Минфина по вопросу
переоценки активов не только противоречит действующему
законодательству, но и является разрушительной. Именно переоценка
стоимости активов по рыночной цене на отчетную дату, а не по цене
покупки, минимизирует возможность злоупотреблений и
манипулирования.
В качестве примера могу привести случаи, когда
для привлечения ресурсов и клиентов проводились дорогостоящие
массовые рекламные компании с публикацией отчетов о доходности в
размере 200-300% за несколько лет. Однако по итогам 2008 г.
оказалось, что показатели этих компаний не только далеко превышают
и без того серьезное падение фондового рынка, но и для многих
фатально. Некоторые из этих компаний мы уже не видим на рынке или
скоро не увидим.
В связи с этим наше предложение следующее (оно,
убежден, отражает стратегическое видение перспектив самого рынка):
на рынке коллективных инвестиций должны быть приняты равные
конкурентные условия между государственной управляющей компанией -
ВЭБ, управляющими компаниями с участием государства или компаний с
государственным участием (УК "ВТБ-управление активами", УК
"Газпромбанк- управление активами", УК "Лидер") и частными
управляющими компаниями и НПФ. Допуск на рынок и в разные сегменты
этого рынка должен быть очень строгим и соответствовать прописанным
публичным условиям. Однако внутри самого сообщества не должно быть
дискриминации. Критерием надежности и профессионализма должно стать
качество обслуживания клиентов, эффективное управление активами,
полное исполнение принятых на себя обязательств, в том числе через
создание страховых и компенсационных механизмов.
ИА "РосФинКом": Как с учетом наработанного
опыта должны быть распределены функции регулирования рынка между
государством в лице ФСФР и ассоциациями участников рынка: как
вариант, на государстве - законодательное обеспечение
функционирования рынка и стратегический контроль за его
исполнением, на ассоциациях - разработка нормативной базы, текущий
контроль, разработка тех самых основных "правил игры", "цеховых
принципов" и применение санкций административного уровня, создание
системы взаимной ответственности, ее страхования?
При всем моем уважении ко всем существующим на
рынке ценных бумаг и рынке коллективных инвестиций саморегулируемым
организациям, убежден, что основные "правила работы",
инфраструктура, законодательное обеспечение полностью лежит на
государстве. Участники рынка в этой части не могут заменить
государство, особенно в нынешних условиях кризиса. Однако это не
означает, что эти организации не нужны. Именно профессиональное
сообщество несет на себе ответственность за формирование рынка, его
идеологии, структуры и механизмов взаимодействия. Именно участники
рынка могут и должны подготовить свою Концепцию по развитию рынка
коллективных инвестиций на 2009-2010 гг., обсудить ее в своих
ассоциациях и союзах и направить на рассмотрение в ФСФР и в
Правительство России, настаивая и добиваясь ее принятия. Только мы
сами можем помимо нормативных документов Правительства и
регуляторов принять для себя определенные стандарты работы,
договорные взаимоотношения и многое другое, что позволит успешнее
развивать это направление бизнеса. Эту работу необходимо было
начать задолго до кризиса в момент зарождения рынка и сейчас
откладывать решение этого вопроса нельзя. В противном случае
государство может, например, принять решение (в случае
неблагоприятно складывающейся конъюнктуры), что на рынке должна
существовать только одна государственная управляющая компания или
что "конкурировать" с ней будут компании только с государственным
участием, а частных компаний на рынке не будет, а тогда и отпадет
необходимость в саморегулируемых организациях. Поэтому именно с
целью сохранения на рынке частных компаний, построения
конкурентного рынка мы и должны помочь государству в определении
вектора и модели его развития. Только в этом случае, на мой взгляд,
мы сможем претендовать на построение в России к 2020 г.
полноценного мирового финансового рынка с развитым валютным,
товарным, фондовым рынком, рынком коллективных инвестиций и рынком
производных финансовых инструментов на все возможные базовые
активы. К списку новостей

Версия для печати




|